Очарованный принц

Идея принца

Столетие с лишним назад член российской императорской семьи принц Ольденбургский, очарованный красотами и климатом Черноморского побережья Кавказа, загорелся идеей обустроить эти места, дабы сделать их столь же популярными у отечественной аристократии, как французская Ницца. Затея почти удалась, принц даже построил себе замок в горах, но вскоре грянула революция… Впрочем, обо всем по порядку.

Ольденбургский Александр Петрович
1844 — 1932 гг.

История курорта Гагра

Достоверно известная история Гагры начинается для нас во II веке до нашей эры. В эти далекие времена здесь был город Триглиф, основанный греческими купцами, колонизировавшими эти берега в поисках новых земель и новых сокровищ. Потом он носил римское имя Нитика, затем византийское Трахея, позже Какара и Хакеры, венецианские Контези («гавань») и Какура, персидское Дербент («железные ворота») и турецкое Бадалаг («высокая гора»). Место это, как видите, всем казалось лакомым кусочком, хотя к тому моменту, когда поднимать здесь свой флаг дошла очередь до России, побережье оказалось полностью заболоченным. Малярия свирепствовала здесь так, что сосланный на Кавказ А. А. Бестужев-Марлинский называл Гагру «гробом для русского гарнизона». Однако настали в русской истории Гагры и счастливые времена.

Гагрипш во времена черно-белых фоток

 

Курортной перспективой Черноморского побережья в конце XIX в. заинтересовалось русское правительство. Приморских курортов в России в тот период не было. Русская знать ездила лечиться и отдыхать в Европу — на Лазурный берег во Франции, к итальянским красотам, в Германию — «на воды». Наконец дошли руки и до собственных берегов, красот и минеральных источников. Специальная комиссия осмотрела все черноморское побережье и решила: лучше Гагры не найти, именно здесь будет русская Ницца. Что удивляться: Гагра — самое теплое место в европейской части Империи, среднегодовая температура — 15-17 градусов. И это притом, что альпийские вершины вплотную подступают к морю, чтобы, соединившись с прибрежным теплом, создать уникальный микроклимат.

И тут Гагре повезло во второй раз — царским указом от 9 января 1901 г. руководство строительством климатической станции было поручено Александру Петровичу Ольденбургскому.

Принц Ольденбургский, потомок младшей ветви герцогов Гольштейн-Готторпских, состоявших в близком родстве с Петром III и Екатериной II, по своей бабке великой княгине Екатерине Павловне был еще и правнуком Павла I. Он получил военное образование, служил в лейб-гвардии Преображенском полку, воевал в русско-турецкую войну 1877 — 1878 гг., участвовал в осаде Плевны. С 1896 был членом Государственного совета и сенатором.

Бескорыстие и энергичность принца вошли в поговорку. Однако консервативное российское общество его не особо жаловало — он слыл чудаком, причем деятельным и оттого опасным. Затеи его воспринимались как слишком смелые и недостойные аристократа. Принц слыл поклонником прогресса, много внимания уделял поддержке науки и благотворительных учреждений, был лично знаком с известными учеными и врачами, в том числе с Луи Пастером.

Вместе со своей супругой Евгенией Максимилиановной, дочерью герцога Лейхтенбергского и великой княгини Марии Николаевны, создал Женские фельдшерские курсы, открыл на собственные средства Прививочную станцию.

Принц без устали трудился сам и другим спуску не давал, особо презирая лень и пьянство — был даже Председателем Российского общества трезвости. И вот теперь, когда понадобился человек, который примет на себя труд преображения задворков Империи, вспомнили об Александре Петровиче. Заодно, судачили злые языки, это назначение избавило столицу от докучливого реформатора, будоражившего двор и шокировавшего царское семейство своими затеями. Принц не отказался.

Днем начала строительства климатической станции (так называли новый курорт) в Гагре считается 14 октября 1901 г. (по старому стилю). На это из казны выделили более 7 миллионов рублей.

Резиденция принца, бывший санаторий «Скала»

 

Принц принялся за новое дело со всей своей энергией и предприимчивостью, так что уже через 2 года состоялась официальная церемония открытия Гагринской климатической станции. В Гагре появились телеграф, телефон, ресторан «Гагрипш», электрическое освещение, водопровод. Заботы принца были направлены на устройство здесь великосветского курорта, который со временем мог бы составить конкуренцию европейским. Не отвращала его и идея сделать из Гагры русский Монте-Карло, чтобы золото, спускаемое азартными русскими путешественниками, оставалось в стране.

Он построил на берегу моря дворец и водолечебницу, виллы и особняки, гостиницы и рестораны, проложил дорогу в горы — к «Альпийской Гагре» ( таким образом, идея создать Гагру Альпийскую принадлежит принцу! а вот, что писали во времена СССР: …»Над курортом, на плато горы Мамздыш-ха, намечено создать альпийский туристский комплекс «Гагра-Альпийская». Нигде в нашей стране альпийские выси не подходят так близко к морю, как в Гагре, и нигде не соседствует так близко тепло моря и прохлада высокогорья. На вершину горы Мамздышха уже сооружается шоссейная трасса (сооружена! : ), намечено провести канатную дорогу. Кто откажется за полчаса добраться к подножию белых вершин, покататься на лыжах и, обозрев величественную панораму Кавказских гор, вновь вернуться к теплому морю и продолжить купание?
Ввод в действие комплекса «Гагра-Альпийская» позволит полнее использовать необычайно богатое сочетание природных и климатических факторов этого района. Ведь Гагра зимой — самое теплое место в европейской части СССР. Она располагает теперь и собственными минеральными источниками… Источник), заложил великолепный Приморский парк, поражавший редкими видами экзотических декоративных растений. Здесь на 14 гектарах росли финиковые пальмы с Канарских островов, веерные — из Китая, кокосовые — из Южной Америки; сирийские мальвы, американские магнолии, гималайские кедры, агавы, хамеропсы, лимонные и апельсиновые деревья, кипарисы и Бог знает что еще. По глади бассейнов скользили лебеди, по аллеям разгуливали радужные павлины. Была создана оригинальная система парковых водоемов — чередование малых и больших прудов, соединенных между собой ручейками.

Напротив парка возвышался (и до сих пор возвышается) ресторан «Гагрипш» — эмблема города. По заказу принца он был построен в Норвегии из норвежской сосны и в разобранном виде привезен в Гагру в 1902 году. На сцене этого здания, собранного без единого гвоздя, выступали Ф.Шаляпин, здесь бывали А.Чехов, М.Горький, И.Бунин.

Ресторан "Гагрипш" сейчас

Александр Петрович недолго оставался единственным влиятельным гагрским патриотом. Очень скоро в Новую Ривьеру поверили и другие умные люди. В начале 20 века в Гагре началось строительство дач и особняков. Сюда, на новомодный курорт, понемногу начала съезжаться русская знать, а в 1911 году курорт торжественно принял долгожданных иностранных гостей — немецких туристов.

Как говорится, не стоит город без праведника. Все тут контролировалось недреманным оком неугомонного Принца Ольденбургского. Александр Петрович ежедневно объезжал курорт на своем «Мерседесе», рьяно следил за дисциплиной и порядком, вникал во все дела, большие или маленькие. Его машину с клаксоном, издававшим петушиный крик (дабы не нарушать гармонию природы), можно было встретить повсюду. Желая придать курорту местный колорит, он распорядился в названиях пансионатов и дач использовать абхазскую топонимику. Особое внимание принц Ольденбургский уделял снабжению курорта продуктами питания, овощами, фруктами, виноградом. Для этого были созданы угодья в имениях самого принца — «Отрадном», его супруги принцессы Евгении Максимилиановны, великого князя Александра Михайловича, купца Игуменова на Пицунде. Гагра стала любимым детищем принца, его мечтой, его земным раем. Думается, он был здесь счастлив трудами и успехами дела своих рук. Во всяком случае, у него все получалось.

Казалось, будущее Гагры как шикарного курорта обеспеченооссийские. Но Российские Империи ждали великие потрясения и вместе с ними ломались линии судьбы всех ее частей…  —>>

1 комментарий на “Очарованный принц

Оставьте комментарий